Поиск неисправностей
Работая на компьютере вы рано или поздно столкнетесь с неисправностью его подсистем. Неисправности проявляются по-разному. Ниже мы приводим список признаков, которые сообщают вам о неполадках, и их возможные причины.
Мы привели только несколько примеров неисправностей. На практике их количество значительно больше. Дать окончательные рекомендации в книге такого объема как наша невозможно. Для обнаружения причины и устранения некоторых неисправностей могут потребоваться многие часы квалифицированного труда специалистов.
Когда вы столкнетесь с любыми неисправностями или "странным" поведением компьютера (например, внезапными "зависаниями"), рекомендуется по мере возможности выгрузить на дискеты, магнитооптические накопители или стример основные файлы документов или баз данных, с которыми вы постоянно работаете.
Затем вы можете самостоятельно попытаться обнаружить причину неисправности и устранить ее. При этом мы рекомендуем действовать в следующей последовательности.
Из-за неисправности батарейки, питающей CMOS-память, действий компьютерных вирусов или неисправных программ, информация, записанная в энергонезависимой CMOS-памяти, может быть повреждена. Проверьте конфигурацию компьютера. Обратите внимание на конфигурацию дисковой подсистемы компьютера. Описание программы BIOS Setup вы найдете в разделе "Программа BIOS Setup фирмы AMI".
Для проверки лучше всего воспользоваться программами AIDSTEST, Doctor Web, Adinf.
Программа ScanDisk, предназначенная для проверки и исправления файловой системы компьютера входит в состав дистрибутива операционной системы MS-DOS. Мы описали использование этой программы во втором томе серии "Персональный компьютер. Шаг за шагом", который называется "Операционная система Windows. Руководство пользователя".
На первом этапе проверки вы можете воспользоваться специальными программами тестирования аппаратного обеспечения компьютера - программой CheckIt, предназначенной для работы в среде операционной системы MS-DOS и пакетом WINCheckit, который работает в Windows. Мы посвятили этим программам данную главу.
Программа CheckIt и пакет WINCheckit помогут вам обнаружить неисправности в центральном процессоре, арифметическом сопроцессоре, оперативной памяти, контроллере диска, накопителях на жестких и гибких магнитных дисках и других устройствах компьютера.
Основное приложение пакета WINCheckit, поможет вам обнаружить конфликты между различными платами расширения компьютера, использующими одинаковые системные ресурсы. Конфликты между платами расширения могут возникать, когда несколько плат расширения используют одно и тоже аппаратное прерывание, одинаковые порты ввода/вывода или одну и туже область зарезервированной памяти. Подробно системные ресурсы компьютера описаны в разделе "Ресурсы компьютера".
К сожалению, программы типа CheckIt не всегда могут определить конфликт между платами расширения. Иногда вам придется открыть корпус системного блока компьютера и с помощью документации на платы расширения установить, какие ресурсы используют платы расширения
Мы рекомендуем завести на каждый компьютер своеобразный паспорт и записать в нем важнейшие параметры, в том числе содержимое CMOS-памяти и ресурсы, используемые платами расширения.
Когда вы будете устанавливать в компьютер новое устройство, вы по паспорту определите свободные ресурсы и распределите их для новой платы.
Чтобы легче обнаружить конфликт между системными платами, используют следующий способ. Отключают от компьютера все дополнительные платты расширения, например, звуковую плату, сетевой адаптер и т. д. Оставляют только минимально необходимый набор устройств: видеоадаптер, контроллер диска.
Затем последовательно подключают платы расширения, каждый раз убеждаясь, что компьютер работает. Заметим, что надо не только подключить устройство, но и установить все необходимое для него программное обеспечение. Например, если вы подключаете сетевую плату, тогда загрузите все драйвера и проверьте работу компьютера в локальной сети. Если вы подключаете контроллер мыши, загрузите драйвер мыши и проверьте как она работает.
Если после установки какого-либо устройства компьютер перестает работать или "зависает", возможно это устройство неисправно или оно конфликтует с другими платами расширения. Попробуйте изменить используемые им ресурсы (номер прерывания, номер каналов прямого доступа и т. д.).